Пятница, 19.04.2024, 18:59
Меню сайта
Форма входа
Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат

Из истории...

РУССКАЯ ТЯЖЕЛОВОЗНАЯ ПОРОДА ЛОШАДЕЙ

И.И.Сорокина, доктор с.-х. наук

Русская тяжеловозная порода относится к группе мелких тяжеловозов и предназначена для использования в сельском хозяйстве в качестве рабочей и племенной лошади. Обладает также хорошими мясными качествами и высокой молочной продуктивностью, что открывает перспективу использования животных этой породы в продуктивном коневодстве.
Выведение русской тяжеловозной породы было начато в России около 100 лет назад, когда из горной части Бельгии стали завозить мелких тяжеловозных лошадей - арденов. В большинстве своем они были дисгармоничного сложения и со многими экстерьерными недостатками. Вместе с тем, ардены обладали рядом ценных качеств: хорошей подвижностью, сухостью конституции, неприхотливостью к условиям кормления и содержания. Они стали быстро распространяться в России, и к 1904 г. арденов разводили уже 376 хозяйств, в том числе Хреновской и Деркульский государственные конные заводы, ферма Петровской сельскохозяйственной академии и много мелких частных конных заводов. Чтобы быстрее увеличить поголовье, арденов не только разводили в чистоте, но и скрещивали чистопородных арденов с кобылами упряжного типа разных других пород, преимущественно брабансонов.
Ардены под действием отбора приобрели гармоничность сложения и хорошие экстерьерные формы. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже русские ардены обратили на себя всеобщее внимание, как совершенно своеобразная порода рабочих лошадей. Одним из лучших был бурый жеребец Хреновского конного завода Каравай, 1887 г., получивший золотую медаль.
К этому времени старая арденская порода у себя на родине, в Бельгии, перестала существовать, поглощенная крупной бельгийской рабочей лошадью.
После революции сохранилась лишь часть лошадей арденской породы, с которыми и началась планомерная племенная работа по созданию некрупной, но "экономичной" сельскохозяйственной лошади, сочетающей хорошую работоспособность и гармоничность сложения с неприхотливостью к условиям содержания и кормления. Был создан большой массив племенных лошадей такого типа и выведены заводские линии - Караула, Ларчика, Поденщика, Рубикона.
В связи со значительными отличиями от старых арденов, возникло предложение назвать эту вновь созданную группу лошадей русской тяжеловозной породой, что и было официально принято Министерством сельского хозяйства СССР в 1952 году.

Промеры жеребцов: 153,4 - 166,8 - 205,2 - 22,4;
промеры кобыл: 150,9 - 161,6 - 193,5 - 21,2,
живая масса жеребцов 600-700 кг., кобыл - 580-650кг.

Голова у русских тяжеловозов сухая, легкая, широколобая, с живым глазом; шея мускулистая, красиво изогнутая и достаточно длинная; холка широкая; спина широкая, длинная, иногда мягковатая; поясница ровная, широкая и мускулистая, пах короткий; круп широкий, раздвоенный, нормального наклона; грудная клетка бочкообразного строения; ноги недлинные, сухие, крепкие, задние нередко немного саблисты; оброслость ног небольшая, а грива и хвост густые, длинные. Масть преобладает рыжая и рыже-чалая, реже гнедая и гнедо-чалая, бурая, иногда встречаются вороные лошади.
Темперамент русских тяжеловозов энергичный, уравновешенный, характер добронравный, конституция крепкая, сухая. Особенно ценное качество их - неприхотливость к корму, условиям содержания и способность хорошо "держать тело".
Русские тяжеловозы обладают большой долговечностью и высокой плодовитостью. Выход жеребят на 100 кобыл составляет в конных заводах 80-85 %, а в наиболее благоприятные годы поднимается до 90-95 %. Срок племенной службы многих жеребцов и кобыл продолжается до 20-25-летнего возраста.
Кобылы и жеребцы конных заводов широко используются на хозяйственных работах, что способствует выработке лучших рабочих качеств и отбору наиболее работоспособных лошадей. В русском тяжеловозе ценится доброезжесть, подвижность, выносливость. Русские тяжеловозы достаточно скороспелы. Они уже к 1,5 годам по высоте в холке достигают 96-97 %, по живой массе - 75 % взрослой лошади и к 3 годам по всем промерам и живой массе почти полностью заканчивают свой рост.
При небольшой высоте в холке русские тяжеловозы обладают отлично выраженными упряжными формами и значительной живой массой. Обладая перечисленными выше качествами, русские тяжеловозы служат не только хорошей сельскохозяйственной лошадью, но и ценными улучшателями поголовья мелких местных лошадей северного лесного типа.
Русская тяжеловозная порода также перспективна и для развивающегося продуктивного коневодства. Хорошие результаты дал опыт использования русских тяжеловозов в степях Бурятии и Казахстана в скрещиваниях с местными степными лошадьми для получения более крупной мясной лошади. Помеси 1-го поколения нормально развиваются в обычных табунных условиях и по своей живой массе превосходят местных лошадей на 60-70 кг. Кобылы русской тяжеловозной породы отличаются высокой молочностью. Так, на кумысной ферме ВНИИ коневодства их молочная продуктивность составляла за полную лактацию (236 дней)2782 л молока. Максимальная продуктивность получена от кобылы Лукошки - 4870 л за 305 дней лактации.
Основной метод племенной работы с русской тяжеловозной породой - чистопородное разведение по линиям.
Первоначальная генеалогическая структура породы сложилась под преобладающим влиянием двух родоначальников линий - Караула, рыж.,1909 г. и Ларчика, рыж. в седине, 1918 г., причем лидирующую роль на протяжении многих лет играли Караул и его потомки.
Генеалогический комплекс Караул х Ларчик являлся "золотым кроссом" и лег в основу формирования новых наиболее прогрессивных и многочисленных линий - Лазутчика, выведенной из линии Караула, Градуса, выведенной из линии Лазутчика, и Коварного, выведенной из линии Ларчика.
С появлением повышенного спроса на укрупненного русского тяжеловоза, в породе выведена в настоящее время новая линия Свиста (из линии Капитэна). Ее представители выделяются крупным ростом, массивным телосложением и высокой грузоподъемностью. В русской тяжеловозной породе культивируются также линии Поденщика, Рубина, Рубикона.
Кроме мужских линий, в русской тяжеловозной породе выведен целый ряд маточных семейств.
Распространены русские тяжеловозы довольно широко: Урал, Север и Северо-Запад европейской части России, а также некоторые районы Сибири и Кавказа, Белоруссия и Украина.
Наиболее ценное поголовье лошадей русской тяжеловозной породы находится в конных заводах - Куединском, Пермской области, Вологодском, Вологодской области, Мстиславском, Могилевской области Белоруссии.


СОВЕТСКАЯ ТЯЖЕЛОВОЗНАЯ ПОРОДА

И.И.Сорокина, доктор с.-х. наук

Советская тяжеловозная порода относится к группе крупных тяжеловозов. Выведена она путем скрещивания бельгийских рабочих лошадей - брабансонов с местными лошадьми упряжного типа разнообразного происхождения (помеси першеронов, ардены, битюги). Бельгийская рабочая лошадь - брабансон, - это порода крупных, массивных тяжеловозов, выведенная в Бельгии. Происходит бельгийский тяжеловоз от местной бельгийской лошади, известной с глубокой древности и претерпевшей в процессе исторического развития большие изменения в своем типе - от мелкой широкотелой верховой лошади первых веков нашей эры к рыцарской лошади средних веков и, наконец, к современной тяжеловозной лошади.
Формирование типа тяжеловозной породы лошадей в Бельгии происходило во второй половине XIX века под влиянием развивающегося интенсивного земледелия и промышленности.
Племенная работа заключалась в отборе наиболее крупных и массивных местных лошадей без прилития крови других пород. Отбор в этом направлении подкреплялся соответствующими условиями содержания и кормления: племенных лошадей с полутора лет назначали на сельскохозяйственные работы, кормили животных обильно сочными и объемистыми кормами.
Большое значение в типизации породы имели массовые выставки лошадей и организация в 1886 г. студбука.
Типичный бельгийский тяжеловоз представляет собой крупную, очень массивную лошадь с компактным корпусом. Голова бельгийской лошади большая; шея короткая и толстая, с сильно развитым у жеребцов жировым гребнем; холка широкая невысокая; грудная клетка бочкообразного строения; спина недлинная, широкая, иногда мягкая; поясница короткая, широкая; круп свислый, исключительно хорошо развит в ширину, с пышной мускулатурой, образующей сильно выраженную раздвоенность; живот объемистый; конечности очень массивные; суставы не выделяются, бабки толстые и короткие; копыта большие; оброслость ног густая, но волос не очень длинный, оброслость гривы, челки и хвоста умеренная. Преобладающие масти: рыже-чалая, рыжая, гнедо-чалая и гнедая.
Тамперамент бельгийского тяжеловоза спокойный, скороспелость высокая - к отъему (6-8 месяцев) жеребенок обычно весит 400-500 кг.
Допускаются значительные вариации лошадей по крупности. Так, например, жеребцов-производителей, представленных на выставку, делят на две категории: ростом выше 166 см и ростом от 160 до 165 см. Причем отнесение к той или иной категории не влияет на оценку лошади. Отдельные экземпляры бельгийских тяжеловозов достигают роста 180 см. Лошадей, имеющих высоту в холке ниже 160 см, относят к группе арденов.
Специальных испытаний рабочих качеств тяжеловозов в Бельгии не проводят, но племенных лошадей используют на сельскохозяйственных работах. Отбор племенных животных ведут по типу, экстерьеру, качеству движений на шагу и рыси.
Огромную роль при этом играют систематические выставки лошадей.
Одна из важнейших характерных особенностей лошадей бельгийской тяжеловозной породы заключается в их способности очень устойчиво передавать свой тип потомству при скрещивании с другими породами. Это качество, а также скороспелость, добронравие и относительная неприхотливость к условиям кормления и содержания обеспечили популярность породы. Так, в Западной Европе тяжеловозы бельгийского типа занимают преобладающее положение среди других тяжеловозных пород.
В Россиию завоз брабансонов из Бельгии начался еще во второй половине XIX века. Основную роль в формировании породы сыграло успешное племенное использование жеребцов-брабансонов:Боже, бурый, 1919 г., Эндижен де Лаваль, рыжий, 1923 г., Клерон Реми, рыже-чалый, 1910 г. и Полэн де Вер, рыжий в седине, 1921 г.
В связи с незначительным количеством введенных брабансонов, их не только разводили "в себе", но и частично практиковали поглотительное скрещивание брабансонских жеребцов с крупными кобылами упряжного типа.
Постепенно в Починковском конном заводе Нижегородской области и Мордовском конзаводе республики Мордовия, а также на племенных фермах колхозов Нижегородской, Ярославской, Владимирской областей и в республике Мордовия был создан большой массив лошадей тяжеловозного типа, значительно отличающихся от выводных брабансонов. Эти лошади были значительно суше, гармоничнее, подвижнее и несколько мельче брабансонов. Такой тип лошадей вполне отвечал требованиям сельского хозяйства. Новая оригинальная порода тяжеловозов получила официальное признание в 1952 г.
Экстерьерные особенности лошадей советской тяжеловозной породы следующие: голова средняя по величине; шея мускулистая, средней длины или короткая; холка низкая, широкая; спина широкая, иногда мягкая; поясница ровная, широкая; круп раздвоенный, свислый; грудь широкая, с округлыми ребрами; ноги средней длины, достаточно сухие и крепкие, иногда встречается запавшее запястье, косолапость, саблистость и мягкие бабки; оброслость гривы, хвоста и щеток умеренная; копыта правильной формы. Преобладающие масти - рыжая и рыже-чалая, реже встречаются гнедая и гнедо-чалая.
Конституция советских тяжеловозов крепкая, темперамент спокойный; у отдельных лошадей встречается рыхлость и сырость конституции.

Промеры жеребцов: 161,5 - 167,2 - 206,6 - 24,7;
промеры кобыл: 159,4 - 167,2 - 203,7 - 23,8.
Средняя живая масса жеребцов 781 кг, кобыл - 654 кг.
Наиболее крупные животные достигают в весе до 1000 кг.

В испытаниях на максимальную грузоподъемность на Тамбовском ипподроме, при запряжке лошадей в сцеп полков на колесах с пневматическими шинами и шарикоподшипниками, абсолютный рекорд грузоподъемности установил шестилетний жеребец Форс, который провез груз весом 22991 кг на расстояние 35 м.
Лошади советской тяжеловозной породы достаточно скороспелы. С 2,5-3 лет они могут выполнять сельскохозяйственные работы, а с 3 лет поступают в воспроизводящий состав. Жеребята в подсосный период растут исключительно интенсивно, достигая к 6-месячному возрасту 365-375 кг и к одному году 525-540 кг.
Плодовитость советских тяжеловозов средняя - выход жеребят в конных заводах составляет 65-75 %. Срок племенного использования ограничивается в большинстве случаев 16-17 годами, а отдельные производители и матки давали приплод до 20-летнего возраста и старше.
Высокая скороспелость, большая живая масса, способность потреблять дешевые объемистые корма характеризуют советскую тяжеловозную породу как очень перспективную для улучшения поголовья при мясном направлении коневодства.
Кобылы советской тяжеловозной породы отличаются исключительно высокой молочностью. На кумысной ферме ВНИИ коневодства их молочная продуктивность за полную лактацию - 239 дней, составила 3317 л. молока. Максимальная продуктивность получена от кобылы Рябины - 6173 л. за 338 дней лактации.
При скрещивании советского тяжеловоза с местными малоулучшенными лошадьми уже в первом поколении получается хорошая рабочая лошадь.
Советская тяжеловозная порода разводится в чистоте по линиям. Наибольшее влияние на развитие породы оказал жеребец Боже - родоначальник лидирующей линии, которая получила развитие через его праправнуков - Омуля и Феномена, родоначальников новых современных линий. Важную роль в породе играют также линии Флейтиста, Ковбоя и Жасмина.
Наиболее ценное племенное поголовье лошадей советской тяжеловозной породы сосредоточено в Починковском и Мордовском конных заводах.
Лошади Починковского завода отличаются особенно ярко выраженной породностью тяжеловоза. Они крупные, массивные, с длинным корпусом и крепкими правильно поставленными ногами. В формировании этого завода главную роль сыграли чистопородные, выводные из Бельгии, брабансоны.
Тип лошадей Мордовского завода формировался не только на основе поглотительного скрещивания брабансонов с помесными лошадьми упряжного склада, но и под влиянием прилития крови лошадей суффолькской породы. Поэтому лошади этого завода среднего роста и компактного сложения. Суффольки придали им сухость, хорошие движения и энергичный темперамент. Наибольшую роль сыграл выводной из Англии суффольк Сюдборн Пионер, рыж., 1914 г.
Советские тяжеловозы имеют широкое распространение в зонах развитого земледелия. Лучшее племенное поголовье сосредоточено в Ярославской, Нижегородской и Владимирской областях.


ВЛАДИМИРСКАЯ ПОРОДА ТЯЖЕЛОВОЗОВ

О.С.Милько, доктор с.-х. наук

Владимирская порода создана на племенных фермах колхозов и совхозов Владимирской и Ивановской областей в результате деятельности Гаврилово-Посадской государственной заводской конюшни и Гаврилово-Посадского государственного племенного рассадника лошадей. Официально зарегистрирована в 1946 году.
Выведена владимирская порода путем скрещивания местных лошадей с клейдесдалями и шайрами. Наибольшую роль при формировании породы сыграли клейдесдали, из которых особенно ценными были Лорд Джеймс, гнедой, 1910 г., Бордер Бренд, темно-гнедой, 1910 г. и Глен Албин, гнедой, 1923 г., ставшие основными родоначальниками породы.
Клейдесдали - порода тяжеловозов Англии. Организация Общества коннозаводчиков и издание студбука (1877-1878 г.г.) положили начало утверждению клейдесдальской породы в ее современном типе. Выставки и конкурсы племенных лошадей способствовали формированию типа породы, сочетающей в себе крупный рост, большой вес, энергичность в работе и нарядность форм. Отбор и подбор в этом направлении подкреплялись обильным кормлением племенного молодняка. Живая масса клейдесдалей от 900 до 1100 кг. Промеры: рост 165-172 см., обхват груди 190-202 см., обхват пясти 25-28 см. Клейдесдали энергичны, обладают производительными движениями на шагу и рыси. Для них характерны массивная, с выпуклым профилем голова, длинная шея, удлиненный, не слишком широкий корпус, косо поставленная лопатка, относительно длинные конечности и отлично развитая мускулатура. Своеобразные черты экстерьера клейдесдалей - густая оброслость ног (фризы) и темно-гнедая масть с белыми отметинами головы и конечностей. Встречаются недостатки: мягкая спина, плоские ребра, неглубокий корпус.
Значительно меньшее влияние на формирование владимирской породы оказали шайры, клички которых встречаются в родословных владимирских тяжеловозов в более отдаленных рядах предков, преимущественно по женской стороне.
Шайрская порода - старейшая и наиболее распространенная порода крупных тяжеловозов в Англии. Консолидация породы и формирование ее типа начались с организацией Общества по разведению шайров (1878 г.), которое стало систематически издавать племенные книги и устраивать выставки лошадей. На выставках демонстрировали племенных жеребцов, кобыл, молодняк и меринов. Лошади шайрской породы очень крупные и массивные, рост жеребцов варьирует от 165 до 175 см, живая масса 1000-1100 кг. Голова шайров большая; шея толстая; холка невысокая, широкая; спина широкая, мускулистая, крепкая; поясница короткая; круп широкий, несколько свислый, с хорошей мускулатурой; грудная клетка объемистая, ребра округлые; ноги поражают своей толщиной, впечатление которой усиливается за счет больших фриз - длинных волос, растущих от запястей и скакательных суставов и закрывающих ноги до земли. Наиболее распространенная масть - гнедая, вороная и рыжая с большими белыми отметинами на ногах и голове. Темперамент шайров спокойный. При демонстрациях на выставках они показывают высокую грузоподъемность.
Материнской основой владимирской породы тяжеловозов послужили местные лошади, которые передали породе такие ценные качества, как приспособленность к местным условиям и выносливость в работе.

Промеры жеребцов: 165 - 173 - 207 - 24,5;
промеры кобыл: 162,7 - 169,8 - 198,3 - 23,5.
Средняя живая масса кобыл конных заводов 685 кг, живая масса жеребцов 758 кг.

Для экстерьера владимирских тяжеловозов характерны: голова крупная, длинная, с выпуклым профилем; шея длинная, мускулистая; холка высокая, длинная; спина широкая, нередко несколько мягковата; круп длинный, широкий, раздвоенный, немного свислый или нормального наклона; грудь широкая; ноги длинные, сухие. У некоторых лошадей встречается значительная оброслость ног (фризы) и наклонность к развитию мокрецов. Масть гнедая, реже вороная или рыжая с белыми отметинами ног и головы; темперамент энергичный; движения на шагу и рыси размашистые, свободные. Лошади владимирской породы выносливы в работе, хорошо идут не только шагом, но и рысью.
Очень популярны могучие и красивые владимирские тройки.
Владимирские тяжеловозы достаточно скороспелы и плодовиты. В 3 года жеребцов и кобыл случают, в этом же возрасте на них начинают работать. При нормальных условиях кормления и содержания выход жеребят достигает 75-80 %. Лошади хорошо приспособлены к местным условиям и неприхотливы.
Владимирские тяжеловозы служили хорошими улучшателями лошадей колхозов и совхозов. Основной метод племенной работы с владимирской породой лошадей - чистопородное разведение по линиям с использованием инбридинга на выдающихся родоначальников и кроссов хорошо сочетающихся линий.
Лучшее маточное поголовье находится в двух конных заводах: "Гаврилово-Посадский" Ивановской области и "Юрьев-Польский" Владимирской области. Племенной работой с владимирским тяжеловозом занимаются и две государственные заводские конюшни - Владимирская и Гаврилово-Посадская, располагающие наиболее ценными производителями.