Вторник, 17.10.2017, 21:55
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Полезная информация » История » Русский тяжеловоз (Мал, да удал!)
Русский тяжеловоз
ИволГаДата: Понедельник, 09.03.2009, 16:51 | Сообщение # 1
впервые вижу лошадь...
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Репутация: 0
Статус: Offline

Русская тяжеловозная порода относится к группе мелких тяжеловозов и предназначена для использования в сельском хозяйстве в качестве рабочей и племенной лошади. Обладает также хорошими мясными качествами и высокой молочной продуктивностью, что открывает перспективу использования животных этой породы в продуктивном коневодстве.
Выведение русской тяжеловозной породы было начато в России около 100 лет назад, когда из горной части Бельгии стали завозить мелких тяжеловозных лошадей - арденов. В большинстве своем они были дисгармоничного сложения и со многими экстерьерными недостатками. Вместе с тем, ардены обладали рядом ценных качеств: хорошей подвижностью, сухостью конституции, неприхотливостью к условиям кормления и содержания. Они стали быстро распространяться в России, и к 1904 г. арденов разводили уже 376 хозяйств, в том числе Хреновской и Деркульский государственные конные заводы, ферма Петровской сельскохозяйственной академии и много мелких частных конных заводов. Чтобы быстрее увеличить поголовье, арденов не только разводили в чистоте, но и скрещивали чистопородных арденов с кобылами упряжного типа разных других пород, преимущественно брабансонов.
Ардены под действием отбора приобрели гармоничность сложения и хорошие экстерьерные формы. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже русские ардены обратили на себя всеобщее внимание, как совершенно своеобразная порода рабочих лошадей. Одним из лучших был бурый жеребец Хреновского конного завода Каравай, 1887 г., получивший золотую медаль.
К этому времени старая арденская порода у себя на родине, в Бельгии, перестала существовать, поглощенная крупной бельгийской рабочей лошадью.
После революции сохранилась лишь часть лошадей арденской породы, с которыми и началась планомерная племенная работа по созданию некрупной, но "экономичной" сельскохозяйственной лошади, сочетающей хорошую работоспособность и гармоничность сложения с неприхотливостью к условиям содержания и кормления. Был создан большой массив племенных лошадей такого типа и выведены заводские линии - Караула, Ларчика, Поденщика, Рубикона.
В связи со значительными отличиями от старых арденов, возникло предложение назвать эту вновь созданную группу лошадей русской тяжеловозной породой, что и было официально принято Министерством сельского хозяйства СССР в 1952 году.

Промеры жеребцов: 153,4 - 166,8 - 205,2 - 22,4;
промеры кобыл: 150,9 - 161,6 - 193,5 - 21,2,
живая масса жеребцов 600-700 кг., кобыл - 580-650кг

Голова у русских тяжеловозов сухая, легкая, широколобая, с живым глазом; шея мускулистая, красиво изогнутая и достаточно длинная; холка широкая; спина широкая, длинная, иногда мягковатая; поясница ровная, широкая и мускулистая, пах короткий; круп широкий, раздвоенный, нормального наклона; грудная клетка бочкообразного строения; ноги недлинные, сухие, крепкие, задние нередко немного саблисты; оброслость ног небольшая, а грива и хвост густые, длинные. Масть преобладает рыжая и рыже-чалая, реже гнедая и гнедо-чалая, бурая, иногда встречаются вороные лошади.
Темперамент русских тяжеловозов энергичный, уравновешенный, характер добронравный, конституция крепкая, сухая. Особенно ценное качество их - неприхотливость к корму, условиям содержания и способность хорошо "держать тело".
Русские тяжеловозы обладают большой долговечностью и высокой плодовитостью. Выход жеребят на 100 кобыл составляет в конных заводах 80-85 %, а в наиболее благоприятные годы поднимается до 90-95 %. Срок племенной службы многих жеребцов и кобыл продолжается до 20-25-летнего возраста.
Кобылы и жеребцы конных заводов широко используются на хозяйственных работах, что способствует выработке лучших рабочих качеств и отбору наиболее работоспособных лошадей. В русском тяжеловозе ценится доброезжесть, подвижность, выносливость. Русские тяжеловозы достаточно скороспелы. Они уже к 1,5 годам по высоте в холке достигают 96-97 %, по живой массе - 75 % взрослой лошади и к 3 годам по всем промерам и живой массе почти полностью заканчивают свой рост.
При небольшой высоте в холке русские тяжеловозы обладают отлично выраженными упряжными формами и значительной живой массой. Обладая перечисленными выше качествами, русские тяжеловозы служат не только хорошей сельскохозяйственной лошадью, но и ценными улучшателями поголовья мелких местных лошадей северного лесного типа.

Русская тяжеловозная порода также перспективна и для развивающегося продуктивного коневодства. Хорошие результаты дал опыт использования русских тяжеловозов в степях Бурятии и Казахстана в скрещиваниях с местными степными лошадьми для получения более крупной мясной лошади. Помеси 1-го поколения нормально развиваются в обычных табунных условиях и по своей живой массе превосходят местных лошадей на 60-70 кг. Кобылы русской тяжеловозной породы отличаются высокой молочностью. Так, на кумысной ферме ВНИИ коневодства их молочная продуктивность составляла за полную лактацию (236 дней)2782 л молока. Максимальная продуктивность получена от кобылы Лукошки - 4870 л за 305 дней лактации.
Основной метод племенной работы с русской тяжеловозной породой - чистопородное разведение по линиям.
Первоначальная генеалогическая структура породы сложилась под преобладающим влиянием двух родоначальников линий - Караула, рыж.,1909 г. и Ларчика, рыж. в седине, 1918 г., причем лидирующую роль на протяжении многих лет играли Караул и его потомки.
Генеалогический комплекс Караул х Ларчик являлся "золотым кроссом" и лег в основу формирования новых наиболее прогрессивных и многочисленных линий - Лазутчика, выведенной из линии Караула, Градуса, выведенной из линии Лазутчика, и Коварного, выведенной из линии Ларчика.
С появлением повышенного спроса на укрупненного русского тяжеловоза, в породе выведена в настоящее время новая линия Свиста (из линии Капитэна). Ее представители выделяются крупным ростом, массивным телосложением и высокой грузоподъемностью. В русской тяжеловозной породе культивируются также линии Поденщика, Рубина, Рубикона.
Кроме мужских линий, в русской тяжеловозной породе выведен целый ряд маточных семейств.
Распространены русские тяжеловозы довольно широко: Урал, Север и Северо-Запад европейской части России, а также некоторые районы Сибири и Кавказа, Белоруссия и Украина.

И.И.Сорокина, доктор с.-х. наук

ВНИИ коневодства
журнал "Конный Мир"


Книги о лошадях - http://ivolga--4.mylivepage.ru/
 
Форум » Полезная информация » История » Русский тяжеловоз (Мал, да удал!)
Страница 1 из 11
Поиск: